Главная » Статьи » Мои статьи

Информационно-исследовательские проекты учащихся по географии в системе личностно-ориентированного обучения

Осина Д.Е.

учитель географии гимназии «Эллада»

 

На современном этапе развития экономики и хозяйства, когда наблюдается значительный рост объема информации, каждый человек должен владеть навыками самостоятельного поиска и анализа информации, обобщению и  применению ее на практике в динамично меняющихся условиях.

Примером информационной работы по географии (курс социальной и экономической географии 10 кл.) может служить проект «География конфликтов на карте мира», в рамках которого проводится сбор информации из разных источников, таких как интернет, учебные пособия и дополнительная литература, средства массовой информации. Полученную информацию учащиеся обрабатывают, систематизируют и анализируют. По итогам исследовательского проекта целесообразно организовать конференцию или круглый стол, на которых члены исследовательской группы представляют результаты проведенной работы, предлагают возможные пути решения проблем и участвуют в обсуждении исследования.

Данный вид проектной работы позволяет учащимся овладеть умениями по сбору и систематизированию различного рода информации, выделить главную и второстепенную информацию, а также представить полученные результаты  другим учащимся.

В рамках школьного курса географии особый интерес представляет реализация различных исследовательских проектов. Примером масштабного междисциплинарного исследовательского проекта может служить работа по комплексному изучению Московской области, которая может быть проведена в 8-9 классах. Общеизвестно, что наиболее успешно учащиеся усваивают информацию и овладевают навыками, только в случае самостоятельной работы. Проблема самостоятельной деятельности учащихся в настоящее время является весьма актуальной, что связано не только с успешной организацией учебного процесса в рамках среднего образования, но и в большей степени, с продолжением обучения после школы, с трудовой деятельностью школьников.Исследовательский проект, в отличие от информационного, предполагает четкое определение предмета и метода исследования. В данном проекте предметом исследования являются физико-географические компоненты природы (рельеф, климат, почвы и т.д.), а также социально-географические (особенности исторического развития и освоения территории, население, отрасли хозяйства и т.д.). Таким образом, каждый учащийся, в зависимости от личных предпочтений и склонностей сможет выбрать для себя интересующую область исследования. Немаловажной деталью данного проекта служит его комплексность, т.е. в результате реализации проекта учащиеся должны представить полную физико-географическую и социально-экономическую характеристику Московской области. Работа обязательно должна включать в себя обоснование темы, определение цели и задач исследования. Полученные результаты могут быть оформлены и представлены различными способами-от стендовых докладов учащихся до полноценной конференции. Так как данный проект имеет большой объём работы, его проведение может занять целый учебный год или триместр. В рамках реализации данного проекта целесообразно не только работать с различными источниками информации, но и совершать выезды на экскурсии. Примером таких тематических экскурсий могут служить поездки по ближайшему Подмосковью, с целью изучения рельефа местности, внутренних вод, почвенного и растительного покрова. По ходу проведения экскурсий и полевых маршрутов учащиеся делают авторские фотоснимки, которые затем использую при подготовке материалов для конференции или стендовых докладов. Немаловажный плюс данного проекта заключается в том, что каждый участник исследовательской группы не только самостоятельно участвует в сборе полевой информации, но и самостоятельно ее обрабатывает и при «направляющей» помощи учителя ее систематизирует и приходит к каким-либо выводам. Также осуществляется посещение различных промышленных предприятий города Москвы. «Москва - «витрина» России» - это часть исследовательского проекта, которая представляет особый интерес и при желании может быть вынесена в отдельный исследовательский проект. Суть проекта заключается в том, чтобы учащиеся на основе своих собственных наблюдений и исследований (посещение магазинов и рынков города и мониторинга товаров) установили, из каких субъектов федерации в Москву экспортируются продукты питания и промышленные товары. По результатам исследования составляется карта с нанесением на нее основных потоков товаров, поступающих в Москву из разных регионов России.  Существенным преимуществом данного исследовательского проекта является не только его комплексность, в результате которой учащиеся получают наиболее полные и целостно сформированные знания о своем родном крае, но и основы исследовательской деятельности и выгодной, успешной презентации полученных данных.

Ценность полученной своим трудом и исследованием информации и навыков неоспорима. В тоже время, именно суть личностно-ориентированных проектов заключается в том, что каждый учащийся может выбрать смежную с географией область (история, экономика, биология, обществознание и право) и провести собственное исследование под руководством учителя.

Важнейшей задачей для учителя, под чьим руководством осуществляется выполнение исследовательского проекта, является четкое владение всем комплексом исследовательских, полевых и поисковых методов. А также умение организовать работу учащихся, мотивировать их. От учителя требуется умение организовать дискуссию по результатам проведенного исследования, при этом, не навязывая свое мнение и точку зрения учащимся. Учитель должен владеть умением интегрировать знания из различных областей наук и направлять учащихся на решение проблемы исследования.

В организации исследовательской работы большое значение имеет отбор учебного материала для всех исследований, который должен строго соответствовать основным принципам дидактики: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, индивидуальному подходу к учащимся в условиях коллективной работы, развивающему обучению, связи теории с практикой.

В настоящее время проектный метод, как никакой другой, соответствует требованиям, предъявляемым к процессу обучения детей. Именно проектная методика позволяет организовать обучение путем самостоятельного получения знаний в процессе решения учебных проблем, способствует развитию творческого мышления и познавательной активности школьников. А сочетание проектной методики с личностно-ориентированным обучением, в условиях современности, наиболее полно отвечает тем требования, которые отражены во всех нормативных документах Министерства образования и науки РФ.

Категория: Мои статьи | Добавил: Igor (04.01.2015)
Просмотров: 708 | Рейтинг: 5.0/1