Резюме

на печатные работы, методические пособия, статьи и т. д.

учителя физики Рыжкова Игоря Александровича

 

Серия статей, опубликованных в журнале «Физика в школе» за  период с 1987 по 1993 год рассматривает вопросы применения различных технических средств обучения на уроках физики и астрономии, осуществление межпредметной связи физики и астрономии, предлагает один из путей решения проблемы комплексного использования на уроках экранно-звуковых средств обучения.

Статьи помогает учителю в подготовке к уроку, позволяют решать вопросы повышения эффективности урока,  наглядности изложения учебного материала, оптимизации процесса обучения с использованием различных технических средств обучения.

Это следующие статьи:

1.Графопроектор на уроках физики// Физика в школе, №2, 1987,

2.Таблица для урока астрономии с использованием диапозитивов// Физика в школе, №5, 1989,

3.Диапозитивы набора «Созвездия» повышают наглядность урока астрономии// Физика в школе, №2, 1991,

4.Комплексное использование экранно-звуковых средств обучения// Физика в школе, №№3-4, 1992,

5.Использование диапозитивов при изучении законов Кеплера// Физика в школе, №4, 1993.

6.Использование ТСО в условиях индивидуального обучения и учебной работы с малой группой. В сб. Совершенствование работы сельской школы. Межвуз. Сб. науч. трудов/Отв. ред. А.Е. Кондратенков/Смол. СГПИ им. К. Маркса, 1989.

7.Методическое пособие «Применение экранных средств обучения на уроках астрономии. Методические рекомендации для учителей». Смоленск, 1990, 110С.

В пособии рассматриваются экранные средства обучения (диапозитивы, диафильмы, кинофрагменты, крупноформатные слайды), которые можно использовать на уроках астрономии и физики. Для каждого урока даны конкретные методические разработки применения технического средства на каждом этапе урока, показаны возможности экранного средства для изложения учебного материала. К каждому уроку разработаны вопросы для проверки знаний учащихся. Приводится  литература, которая позволяет привлекать дополнительный материал к уроку помимо учебника.

Всесторонний анализ экранных средств обучения позволяет успешно решать проблему комплексного применения технических средств обучения на уроках астрономии и физики, решать задачи оптимизации обучения.

8.Изучение арифметических операций и выражений в языке BASIC (из опыта работы). Принята к печати в еженедельнике «Информатика» издательского дома «1 Сентября» г. Москва, 1998,

9.Программа «Исполнитель Чертежник» на языке BASIC. Принята к печати в еженедельнике «Информатика» издательского дома «1 Сентября» г. Москва, 1998

10.Изучение логических функций с помощью инженерного калькулятора. Принята к печати в еженедельнике «Информатика» издательского дома «1 Сентября» г. Москва, 1999,

 

Эта серия статей  рассматривает вопросы методики преподавания основ информатики и вычислительной технике с применением языка программирования BASIC.

В первой статье приводятся интересные методические приемы изложения учебного материала, раскрываются возможности  осуществления межпредметной связи.

Во второй статье показана программа, написанная на языке BASIC, которая создаёт исполнителя «Чертежник», возможности которого также программируются. Показаны примеры использования такого исполнителя на уроке для формирования понятия алгоритма.

В третьей статье показано,  как можно использовать инженерный калькулятор для изучения логических функций. Статья насыщена конкретными примерами и оригинальными приёмами, которые учитель информатики может использовать на уроке.

 

11.Методическое пособие «Разработка организации проектной деятельности

в школе «Наследник» в 2002-2003 учебном году».

Пособие было отмечено в 2003 году как работа представляющая системную разработку на городском конкурсе методических разработок проектной и исследовательской деятельности негосударственных образовательных учреждений  г. Москвы.

Измененное и дополненное пособие, выставлено  в 2004 году на конкурс на получение гранта в рамках программы поддержки преподавателей физики и математики (учредители конкурса Фонд некоммерческих программ «Династия» при содействии РОО «Клуб учителей «Доживем до понедельника»).

12. .Доклад на методическом семинаре по информационным технологиям ЮАО г. Москвы по теме «Применение информационных технологий для создания интегрированных курсов и осуществления межпредметной связи» (октябрь, 2003 год).

В докладе сделан анализ обучающих программ, применяемых в школах за последние 7 лет, указаны их достоинства и недостатки. Показаны возможности мультимедийных обучающих программ в частности для осуществления межпредметной связи. Приведены примеры возможности создания следующих интегрированных курсов :

физика-информатика, физика-астрономия, физика-окружающий мир, физика-химия.

Приводится методика внедрения в учебный процесс мультимедийной обучающей программы для преподавания физики.

13. .Методическое пособие «Изучение темы «Технология обработки числовых данных» в средней общеобразовательной школе», Москва, 2000 г.

Пособие  удостоено в 2004 году диплома Всероссийского конкурса «Педагогические инновации», проводимого при содействии РОО «Клуб учителей «Доживем до понедельника».

В пособии разработаны уроки информатики для изучения электронной таблицы. Приведены рисунки и описаны упражнения, которые позволяют использовать пособие как раздаточный материал для учащихся при самостоятельном изучении этого материала или под руководством учителя на уроке.

Для начинающих учителей пособие помогает подготовиться к уроку, осуществлять межпредметную связь с другими учебными предметами, в том числе и с физикой.

14. .Доклад на методическом семинаре по информационным технологиям ЮАО г. Москвы по теме «Использование информационных технологий для подготовки учителя к уроку» (май, 2004 года).

В докладе делается анализ возможностей программ пакета фирмы MICROSOFT OFFICE  для подготовки к уроку. Приводятся конкретные рекомендации для осуществления такой подготовки. Рассматриваются возможности программы POWER POINT  для создания тренировочных тестов по различным учебным предметам.

 

15.Использование возможностей информационных технологий в формировании информационной культуры школьников.

Статья в сборнике научно-методических работ «Информационные технологии в обучении» ЮАО г. Москвы, 2004 г

 

16.Формирование ключевых компетенций у учащихся, роль АСУУВП в мониторинге качества. Тезисы доклада на городском семинаре «Вопросы повышения качества образования в современной школе» Москва, 2006 г.

 

17.Основы проектной деятельности учащихся школы. Из-во НП СОШ «Лицей «Столичный», М., 2006 г., 52С.

В методическом пособии изложена программа, которая содержит принципы осуществления проектной и исследовательской работы в школе, критерии оценивания такой работы и результаты в виде знаний и умений учащихся работать над информационным  и исследовательским проектом.

 

18. 1-я Международная конференция «Современные подходы к оценке качества образования». Доклад на секции конференции 5-7 ноября 2007 г. д.о. «Ершово», Московская область

 

19. Открытый городской общественный аудит АСНООР Центра образования «Лицей «Столичный». Тезисы доклада.  Москва, 2008 г.

 

20.Автоматизированная система управления учебно- воспитательным процессом. Тезисы доклада.  Всероссийская конференция НОУ  РФ. Москва, 2009 г.

 

21.Использование моделей и иллюстраций компьютерного курса «Открытая астрономия» на уроках физики в 7-9 классах. В сборнике «Проблемы формирования метапредметных компетенций ученика». Из-во НП ЦО «Лицей «Столичный», Москва, 2011 г.

В статье дается обоснование для того, что в компьютерном мультимедийном курсе «Открытая астрономия» достаточно наглядного материала, который можно использовать на уроках физики в 7-9  классах, показаны возможности полноценного использования компьютерной программы на конкретных уроках.

22. Система учебных  проектных заданий как средство реализации ФГОС (на примере изучения  калькулятора). В сборнике . Из-во АНО Гимназия "Эллада", Москва, 2014 г.

Внедрение новых ФГОС предусматривает широкое использование проектных и творческих заданий на уроках при изучении нового учебного материала.

Система таких заданий может быть в полной мере использована на уроках информатики при изучении калькулятора.

23. Учебный проект как средство активизации познавательной деятельности учащихся в условиях применения информационно-коммуникационных технологий в образовательной школе. WWW. prodlenka.org(свидетельство о публикации).

24. Использование электронной таблицы для решения задач по физике. www.uchkopilka.ru  Свидетельство о публикации.